|
||||||||||
|
Зрительные залы. Метод определения разборчивости речиГОСТ 25902-83 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Дата введения 1984-01-01
Л.И.Макриненко, канд. техн. наук (руководитель темы); Э.Л.Виноградова, канд. техн. наук; Н.Г.Сасковец; О.В.Ларина; Ю.В.Полянский 1. Условия определения разборчивости речи1. УСЛОВИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗБОРЧИВОСТИ РЕЧИ 1.1. Определение разборчивости речи должно проводиться в пустом зале. Температура воздуха, работа систем кондиционирования или вентиляции, освещения должны соответствовать обычным условиям эксплуатации зала. Электроакустическая система, предусмотренная в зале, должна работать в нормальном режиме эксплуатации. 1.2. Количество мест в зале, на которых определяется разборчивость речи, должно быть равным числу участвующих в определении разборчивости речи слушателей. В симметричном зале допускается выбирать места в одной его половине; во второй половине зала следует брать несколько мест для контроля симметрии. 1.3. Для определения разборчивости речи в залах вместимостью до 2000 человек следует привлекать 1 группу слушателей, вместимостью св. 2000 до 5000 человек - 2 группы слушателей, вместимостью св. 5000 человек - 3 группы слушателей по 20 человек в каждой группе и проводить цикличную смену мест в пределах каждой группы. 1.4. В число слушателей должны включаться лица в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие опыт записи читаемого текста, а также нормальный слух, определяемый органами здравоохранения. 1.5. Для определения разборчивости речи должна быть сформирована организационная группа в составе руководителя и членов группы. Число членов организационной группы должно превышать на 1 количество групп слушателей. 1.6. Рабочий пост руководителя должен располагаться вблизи дикторов, а члены организационной группы должны находиться в зале. 1.7. Для определения разборчивости речи используются артикуляционные таблицы, соответствующие ГОСТ 7153-68*. 1.8. Для чтения артикуляционных таблиц следует привлекать двух профессиональных дикторов (мужчину и женщину). Допускается привлечение профессиональных актеров-чтецов. Дикторы должны зачитывать таблицы на тех же местах, что и в условиях эксплуатации зала (на эстраде, трибуне, сцене). 1.9. В тех случаях, когда в зале применяется система воспроизведения звука, например, в зрительных залах кинотеатров, вместо речи дикторов должна использоваться фонограмма (магнитная, оптическая и др.) артикуляционных таблиц. Первичная запись для фонограммы должна быть произведена в заглушенной камере или в студии для записи речи. Технические параметры фонограммы должны соответствовать параметрам применяемой для воспроизведения звука аппаратуры. 1.10. Пиковый уровень звука, создаваемый речью диктора, на расстоянии 1 м от него должен находиться в пределах 65-75 дБА. Пиковые уровни звука контролируются руководителем визуально по максимальному отклонению стрелки шумомера I класса по ГОСТ 17187-81* в режиме "медленно", при этом не допускается изменение громкости произношения слогов и режима усиления. 1.11. Фоновый уровень шума (дБА) должен быть измерен членами организационной группы в соответствии с ГОСТ 23337-78. 1.12. Правильность произношения диктором слогов контролируется членами организационной группы непосредственно по артикуляционным таблицам или с помощью контрольной записи на магнитофоне. Если диктор сделает ошибку, то для оценки должен приниматься действительно произнесенный слог. 1.13. Каждая артикуляционная таблица должна применяться при определении разборчивости речи в данном зале (аудитории) только один раз. 1.14. Повторное привлечение одних и тех же слушателей для определения разборчивости речи допускается не ранее чем через 3 мес. 2. Определение разборчивости речи2.1. Члены организационной группы должны установить на выбранных в соответствии с пп.1.2 и 1.3 местах зала хорошо видимые номера и раздать слушателям бланки. Образец бланка приводится в обязательном приложении 2. 2.2. Руководитель организационной группы должен ознакомить слушателей и дикторов с их обязанностями в соответствии с обязательным приложением 3. После этого слушатели должны занять обозначенные номерами места, а дикторы, получив у руководителя артикуляционные таблицы, - соответствующее место на эстраде (трибуне, сцене). 2.3. Дикторы по очереди должны зачитать по одной артикуляционной таблице, а слушатели - их записать. Эти таблицы являются тренировочными и в дальнейшем не должны использоваться. 2.4. После прочтения тренировочных таблиц дикторы, чередуясь, должны зачитывать по одной артикуляционной таблице для определения разборчивости речи. В условиях применения в зале системы воспроизведения звука текст таблиц должен передаваться в зал с помощью этой системы. 2.5. При чтении таблиц перед каждым слогом должна произноситься вводная фраза: "Запишите, пожалуйста, ...". Общая продолжительность чтения вводной фразы и слога, а также последующей паузы должна составлять примерно 3 с. 2.6. Слушатели должны разборчиво записывать обычной орфографией читаемые дикторами слоги в бланки так, как они их услышали. В случае, когда слушатель не смог расслышать слог, им в соответствующей графе бланка должен ставиться прочерк. Поправки в бланке не допускаются. 2.7. После записи в бланк двух таблиц слушатели должны перемещаться на другие места согласно правилу цикличной смены мест и записывать следующие две таблицы. Процедура записи таблиц заканчивается с завершением цикла смены мест. 2.8. В случае нарушения нормального хода определения разборчивости речи (внезапный шум в зале, выключение освещения и т.п.) заполняемый бланк должен исключаться из оценки, а дикторы должны зачитывать следующие две таблицы. В случае нарушения хода определения разборчивости речи у одного или нескольких слушателей соответствующие бланки в оценку также не включаются. 2.9. Общая продолжительность определения разборчивости речи в зале не должна превышать 3 ч; примерно через 1,5 ч необходимо сделать перерыв на 15-20 мин. 2.10. По окончании определения разборчивости речи члены организационной группы должны собрать у слушателей заполненные бланки, а руководитель - заполнить позиции 1-13 протокола определения разборчивости речи в соответствии с обязательным приложением 4. 2.11. Члены организационной группы должны сверить заполненные бланки с оригиналами артикуляционных таблиц, отметить записанные ошибочно и незаписанные слоги, а затем подсчитать число правильно записанных слогов. 2.12. Слоговая разборчивость в данном месте зала ( - номер места) должна определяться для каждого слушателя как отношение (в процентах) числа правильно записанных слогов к их общему числу в бланке (100 слогов). Вычисленные результаты должны быть представлены по каждой группе слушателей в форме таблицы в соответствии с обязательным приложением 4. 2.13. Среднее значение слоговой разборчивости на данном месте зрительного зала вычисляется по формуле , (1)
2.14. Среднеквадратичная ошибка на данном месте зала определяется по формуле . (2) 2.15. Из таблицы, указанной в п.2.12, необходимо исключить результаты, отличающиеся от среднего значения слоговой разборчивости на величину, большую удвоенной среднеквадратичной ошибки , и провести окончательный расчет среднего значения слоговой разборчивости и среднеквадратичной ошибки согласно пп.2.13 и 2.14. 2.16. Окончательные результаты определения разборчивости речи должны быть представлены в форме таблицы, включающей средние значения слоговой разборчивости речи и среднеквадратичные ошибки на выбранных местах зала. Форма таблицы приводится в обязательном приложении 4. 2.17. Для наглядности результаты определения разборчивости речи допускается представлять в виде кривых равной разборчивости речи на плане зала. При этом следует проставлять средние значения слоговой разборчивости, полученные на выбранных местах зала. 2.18. Ориентировочные классы средних значений слоговой разборчивости приведены в справочном приложении 5. 2.19. По результатам определения разборчивости речи при необходимости должны быть даны рекомендации по улучшению условий слышимости в зале. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). Термины, используемые в стандарте, и их поясненияПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное). Образец бланкаПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (обязательное). Обязанности слушателей и дикторов при определении разборчивости речиПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обязанности слушателей
Обязанности дикторов
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (обязательное). Протокол определения разборчивости речиПРИЛОЖЕНИЕ 4
Форма 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (справочное). Ориентировочные классы средних значений разборчивости речи в залахПРИЛОЖЕНИЕ 5
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
на главную карта сайт | новости документы о компании производство качество цены |