|
||||||||||
|
Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требованияГОСТ 26775-97 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ГАБАРИТЫ ПОДМОСТОВЫЕ СУДОХОДНЫХ ПРОЛЕТОВ МОСТОВ НОРМЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ CLEARANCES OF NAVIGABLE BRIDGE SPANS IN THE INLAND WATERWAYS. ОКС 93.040 Дата введения 1998-01-01 Предисловие 1 РАЗРАБОТАН ОАО "Гипроречтранс" (г.Москва) 2 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) 23 апреля 1997 года
3 ВЗАМЕН ГОСТ 26775-85 4 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 1 января 1998 года в качестве государственного стандарта Российской Федерации постановлением Госстроя России от 29.07.97 N 18-42 ВведениеВведение Настоящий стандарт разработан с целью создания и дальнейшего использования в странах СНГ единого нормативного документа, регламентирующего на внутренних водных путях (ВВП) нормы и технические требования на габариты судового хода в подмостовом пространстве судоходных пролетов мостовых переходов, необходимые для пропуска судов, плотов и других плавсредств, исходя из безопасных условий, при которых возможна эксплуатация транспортного флота, соблюдение общих требований по экологической безопасности водного бассейна и обеспечение сохранности пролетных строений и опор самих мостов. 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые и реконструируемые (кроме железнодорожных) постоянные мосты на внутренних водных путях. Распространение требований настоящего стандарта на реконструируемые железнодорожные мосты должно рассматриваться индивидуально для каждого конкретного случая. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: 3 ОпределенияВ настоящем стандарте применены термины, их определения и сокращения в соответствии с приложением А. 4 Нормы и технические требования4.1 Внутренние водные пути (далее - водные пути или ВВП) в зависимости от их характеристик и использования транспортным и техническим флотом подразделяют на семь классов: 1 и 2 - сверхмагистральные; 3 и 4 - магистральные; 4.2 Водные пути в зависимости от гарантированных (нормированных) габаритов судового хода подразделяют на участки. 4.3 Класс участка водного пути, на котором предусматривается строительство или реконструкция мостов, следует определять в соответствии с основными характеристиками, приведенными в таблице 1.
Если по гарантированной и средненавигационной глубинам судового хода участок водного пути относится к разным классам, то его следует относить к более высокому из этих классов. 4.4 Очертания и размеры подмостовых габаритов судоходных неразводных и разводных пролетов мостов (далее - подмостовые габариты) в зависимости от класса водного пути должны соответствовать указанным на рисунках 1 и 2 и в таблице 2. Рисунок 1 - Подмостовой габарит неразводного судоходного пролета моста Рисунок 1 - Подмостовой габарит неразводного судоходного пролета моста Рисунок 2 - Подмостовой габарит разводного судоходного пролета моста
ABCDA - контур подмостового габарита; - общая высота подмостового габарита; Рисунок 2 - Подмостовой габарит разводного судоходного пролета моста а) - с раскрытием пролетного строения; б) - с вертикальным подъемом пролетного строения
4.5 Очертание подмостового габарита должно быть прямоугольным (соответствовать указанному на рисунках 1 и 2 контуру ABCDA ). 7. 4.6 В неразводных пролетах допускается снижать ширину подмостового габарита , м:
- в пролете, предназначенном для движения плавучих средств только вверх по течению при средней скорости течения в меженный период, превышающей 0,5 м/с, на водных путях:
При этом очертание подмостового габарита должно быть только прямоугольным. 4.7 Ширина подмостового габарита может быть принята меньше указанной в таблице 2, если пролет моста полностью перекрывает суммарную ширину водного пути с береговыми полосами отвода с обеих сторон, находящимися в ведении органов речного транспорта. 4.8 Для мостов с разводными пролетными строениями, которые предназначены для пропуска только судов с большой надводной высотой, высоту устанавливают по согласованию с органами, регулирующими судоходство, и другими заинтересованными органами. При этом ее следует определять исходя из величины надводной высоты соответствующих судов или объектов, предназначенных для проводки в этом судоходном пролете. 4.9 Неразводные мосты должны иметь, как правило, не менее двух судоходных пролетов: отдельно для движения плавучих средств вниз по течению (от истока к устью) и вверх (против течения). 4.10 В наплавных мостах допускается устройство одного судоходного пролета. 4.11 В наплавных мостах ширину выводной части устанавливают в зависимости от класса водного пути с учетом гидрологических условий, а также условий эксплуатации флота, но не менее 1,5-кратной гарантированной ширины судового хода. 4.12 Отметку РСУ следует определять по методике, приведенной в приложении Б. 4.13 Для мостовых переходов через водные пути, по которым в полноводный период навигации возможен заход судов транспортного флота с водных путей более высокого класса, подмостовые габариты судоходных пролетов следует устанавливать по результатам комплексного технико-экономического обоснования, согласованного с департаментом речного транспорта транспортного министерства (ведомства), а при заходе судов с водных путей 1-го и 2-го классов - также с Министерством обороны (Главным штабом ВМФ и Штабом тыла ВС). 4.14 Мостовые переходы следует располагать на участках водных путей, удовлетворяющих следующим требованиям: а) русло реки должно быть устойчивым, позволяющим удерживать судовой ход без перемещений его по ширине реки и не допускающим изменения глубин, влияющих на судоходство; б) участок реки должен быть прямолинейным с достаточным удалением от перекатов, по возможности, без поймы или с высокой незначительно затопляемой поймой. Длина прямолинейного участка, а также расстояние от моста до перекатов должны быть, как правило, с верховой стороны не менее трех, а с низовой стороны - не менее полутора длин расчетного судового (плотового) состава; в) направление течения и ось судового хода должны быть, как правило, параллельны. Отклонение не должно превышать 10°; г) глубина в судоходных пролетах мостов по всей ширине подмостового габарита , а также на расстоянии от мостового перехода, указанном в 4.14б, должна быть не менее гарантированной глубины судового хода на расчетную перспективу . 4.15 Расположение и количество судоходных пролетов должны быть выбраны на основе прогноза возможных русловых переформирований. 4.16 Класс участка водного пути, на котором предусматривается строительство или реконструкция мостового перехода, на сверхмагистральных и магистральных водных путях устанавливают государственные бассейновые управления (государственные предприятия) водных путей, на водных путях местного значения - их линейные подразделения. Выдачу технических условий на проектирование мостового перехода производят государственные бассейновые управления (государственные предприятия) водных путей. 4.17 Проекты мостовых переходов в части выбора створа и расположения русловых опор, подмостовых габаритов, определения отметок РСУ и ПУ, оборудования навигационными знаками и организации строительства должны быть согласованы с государственными бассейновыми управлениями (государственными предприятиями) водных путей, а на сверхмагистральных водных путях, кроме того, с департаментами (службами) речного (водного) транспорта транспортного министерства (только в части выбора створа, расположения опор и подмостовых габаритов). 5 Требования безопасности5.1 При расположении мостовых переходов на городских, автодорожных и железнодорожных магистралях в условиях, отличающихся от указанных в 4.14а, б, должны быть предусмотрены соответствующие меры, обеспечивающие необходимые условия судоходства (изменение схемы моста, устройство выправительных сооружений, спрямление русла, укрепление берегов и др.). 5.2 При устройстве мостов на водных путях 1-5-го классов, имеющих одностороннюю пойму, пропускающую более 25% паводкового расхода воды, при проектировании должны быть предусмотрены выправительные сооружения, регулирующие высокие воды (незатопляемые струенаправляющие дамбы, полузапруды и т.п.). 5.3 Увеличение максимальной скорости течения воды в створе моста, вызванное его строительством и эксплуатацией, не должно превышать 20% при значении максимальной скорости течения воды в естественных условиях до 2 м/с и 10% - при ее значении более 2 м/с. 5.4 Опоры моста в пределах их высоты от низа пролетного строения до линии возможного размыва дна не должны иметь обращенных к судоходным пролетам выступающих частей, представляющих собой опасность для судоходства. Горизонтальные сечения опор должны иметь обтекаемую форму. 5.5 Плоскости опор, обращенные в сторону судоходных пролетов, должны быть, как правило, параллельны направлению течения, а при отсутствии течения - оси судового хода. При этом отклонение не должно превышать 10°. 5.6 На пролетных строениях и опорах судоходных пролетов мостов должны размещаться навигационные знаки в соответствии с требованиями ГОСТ 26600. 5.7 На лицевой части опор и пролетного строения судоходного пролета, обращенной к судоводителям, должна быть выполнена вертикальная разметка безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 23457. 5.8 Плоскости опор, обращенные в сторону судоходных пролетов моста, в темное время суток должны быть освещены. При этом световой поток не должен создавать помех для судоходства. 5.9 На опорах судоходного пролета должно быть обозначено положение (отметка) РСУ в соответствии с требованиями ГОСТ 26600. 5.10 На мостовых переходах с большим количеством пролетных строений несудоходный пролет, примыкающий к судоходному, при необходимости может быть оборудован навигационным знаком, запрещающим судоходство под этим пролетным строением. ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное). Термины, их определения и сокращенияПРИЛОЖЕНИЕ А 1 Внутренний водный путь (ВВП) - 2 Внутренний судоходный путь (судоходный путь) - 4 Судоходство - 5 Судовой ход - 6 Габариты судового хода - 7 Гарантированные габариты судового хода (гарантированные габариты) - 8 Гарантированная глубина (ширина) судового хода - 9 Средненавигационная глубина судового хода - 10 Мостовой переход - 11 Судоходный пролет моста (судоходный пролет) - 12 Судоходный разводной пролет (разводной пролет) - - пролет моста с вертикальным подъемом, поворотом или раскрытием пролетного строения (всего или его части), предназначенный для пропуска плавучих средств. Примечание - Различают разводные пролеты, предназначенные для пропуска расчетных судов и составов транспортного флота и для пропуска только судов с большой надводной высотой. 13 Наплавной мост - 14 Подмостовой габарит судоходного пролета моста (подмостовой габарит) - 1 Подмостовой габарит определяется: 2 В подмостовом габарите не должны находиться элементы моста и его оборудования, включая навигационные знаки. 15 Реконструируемый мост - 16 Ось судового хода - 17 Уровень воды - 18 Расчетный высокий судоходный уровень воды (РСУ) - 19 Проектный уровень воды (ПУ) - 20 Подпорный уровень воды - 21 Нормальный подпорный уровень воды (НПУ) - 22 Подпор - - подъем уровня воды, возникающий вследствие преграждения или стеснения русла водотока или изменения условий стока подземных вод. 23 Расчетная перспектива (перспектива) - - расчетный срок, определяемый прогнозированием развития водного транспорта, но не менее 25 лет. 24 Навигационный период (навигация) - 25 Эксплуатационный период навигации - 26 Период физической навигации (физическая навигация) - 27 Река - 28 Водохранилище - 29 Русло реки - 30 Пойма - 31 Перекат - 32 Гидрологический пост - 33 Опорный гидрологический пост - 34 Половодье - 35 Паводок - 36 Навигационное оборудование внутреннего водного пути (навигационное оборудование) - 37 Береговая полоса отвода внутренних водных путей (полоса отвода) - 38 Дноуглубительные работы - 39 Органы, регулирующие судоходство на внутренних водных путях, - - организации речного (водного) транспорта, осуществляющие функции государственного управления водными путями, содержания их в судоходном состоянии и надзора за судоходством. ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное). Определение расчетного судоходного уровня воды (РСУ)ПРИЛОЖЕНИЕ Б Б.1 Определение РСУ для участков нешлюзованных рек Б.1.1 Определяют расчетную продолжительность физической навигации , сут, как среднеарифметическое значение этих периодов за все годы наблюдений (не менее 10 лет). Б.1.2 Определяют допускаемую для данного класса водного пути продолжительность , сут, стояния уровней воды выше РСУ по формуле , (Б.1)
где - коэффициент допускаемого снижения продолжительности физической навигации, принимаемый равным: 5 - для водных путей 1-го и 4-го классов, 6 - для 2-го и 3-го классов, 3 - для 5-го класса, 2 - для 6-го и 7-го классов. Б.1.3 По данным гидрометрических наблюдений строят графики хода уровней воды в период прохождения паводков или половодий (далее - паводков) для всех лет наблюдений и по ним определяют уровни воды , превышаемые более высокими уровнями в течение , сут. Б.1.4 Полученные значения уровней располагают (в табличной форме) в порядке убывания и для каждого из них определяют эмпирическую вероятность превышения , %, по формуле
, (Б.2) - порядковый номер уровня воды; Б.1.5 На основе полученных значений и строят график , по которому определяют отметку РСУ в зависимости от расчетной вероятности превышения , %, принимаемой равной: 2 - для водного пути 1-го класса, 3 - для 2-го класса, 4 - для 3, 6 и 7-го классов, 5 - для 4-го и 5-го классов. Пример построения графика и определения по нему РСУ приведен на рисунке Б.1 Рисунок Б.1 - График для определения РСУ
Б.1.6 При отсутствии материалов многолетних гидрометрических наблюдений в створе проектируемого мостового перехода отметку РСУ определяют для створа опорного гидрологического поста. Перенос отметки РСУ на створ мостового перехода следует производить на основе графика связи соответственных уровней воды, который вычерчивают по результатам наблюдений за уровнями воды в процессе выполнения изыскательских работ в створе мостового перехода. Б.1.7 Для определения РСУ малоизученных рек (когда материалы гидрометрических наблюдений отсутствуют или недостаточны по продолжительности) допускается использовать данные краткосрочных гидрометрических наблюдений с приведением их к многолетнему периоду по данным постов гидрометеослужбы, расположенных на реках-аналогах, удовлетворяющих следующим условиям: Б.2 Определение РСУ для участков шлюзованных рек и водохранилищ Б.2.1 Если на водном пути в продолжение всего периода навигации имеется подпор, создаваемый плотиной, а вода во время паводков пропускается через водосбросные устройства при отметках ниже нормального подпорного уровня (НПУ), то мост может быть расположен в одной из двух зон, указанных на рисунке Б.2: Рисунок Б.2 -Схема расположения зон1 - плотина; 2 - нормальный подпорный уровень воды (НПУ); 3 - уровень паводка вероятностью превышения , %, пропускаемого через водосливные отверстия плотины; 4 - уровень паводка до сооружения плотины. Рисунок Б.2 - Схема расположения зон Б.2.2 При расположении моста в первой зоне за РСУ принимают уровень, отметка которого не менее чем на 0,5 м выше отметки НПУ водохранилища с учетом кривой подпора. Б.2.3 При расположении моста во второй зоне РСУ определяют в порядке, установленном в разделе 1 настоящего приложения. При этом: Б.2.4 При пропуске паводка через плотину при отметках НПУ за отметку РСУ принимают отметку уровня паводка с расчетной вероятностью превышения . При этом отметка РСУ должна быть не менее чем на 0,5 м выше отметки НПУ водохранилища. Б.2.5 При расчете отметки РСУ для мостовых переходов, располагаемых в нижних бьефах водохранилищ, следует учитывать регулирующее влияние плотин на уровни воды. Б.2.6 Если судоходство в период паводков совершается через разборчатые плотины, то РСУ определяют по методике, изложенной в разделе Б.1 настоящего приложения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
на главную карта сайт | новости документы о компании производство качество цены |