|
||||||||||
|
Опалубка. Методы испытанийГОСТ Р 52752-2007 ОПАЛУБКА Методы испытаний Formworks. Test methods
Дата введения 2008-06-01
1 ПОДГОТОВЛЕН ООО "НТЦ Опалубка" 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство" 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2007 г. N 254-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 1 Область применения1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Общие положения4.1 Испытания проводят с целью проверки обеспечения разработчиками и изготовителями опалубки требований к прочности и жесткости опалубки и ее элементов, к точности их геометрических параметров, установленных в стандартах и (или) технических условиях (ТУ) на опалубку, а также проверки обеспечения требований к точности геометрических параметров возводимых в этой опалубке монолитных конструкций зданий и сооружений. 4.2 Оценка прочности и жесткости элементов опалубки осуществляется по результатам их контрольных статических испытаний нагружением путем сопоставления значения фактической несущей способности и жесткости элемента и соответствующих значений фактической разрушающей нагрузки и прогиба элемента, определенных по результатам испытаний, с соответствующими расчетными значениями, установленными в проектной документации, стандартах и (или) ТУ на опалубку и ее элементы. 4.3 Контрольные статические испытания каждого из типов элементов опалубки проводят не менее чем на трех серийно изготовленных элементах (далее - натурные образцы). Испытания дорогостоящих и крупноразмерных элементов (крупные щиты, рамы) допускается проводить на двух образцах, если значения фактической несущей способности элемента и соответствующего ему значения фактического прогиба, определенные по результатам испытаний, не отличаются более чем на 5% в меньшую сторону от расчетных значений, установленных в проектной документации. 4.4 Испытаниям подвергают натурные образцы элементов опалубки. Испытания моделей допускаются при предварительной тарировке моделей. Для этого должна проводиться серия натурных испытаний (9-10 образцов) и соответствующих моделей, которые в дальнейшем могут использоваться для испытаний. При существенном изменении расчетных схем (изменение сечений элементов, материала, способов соединения в составных образцах, балках, пластинах) модельные испытания должны проверяться на натурных образцах (1-2 испытания). При отклонениях более чем на ±5% должна быть проведена дополнительная тарировка с испытанием 7-8 натурных образцов для нахождения соответствия моделям. 4.5 Для всех испытаний возможно применение компьютерных программ, в том числе имитирующих равномерно-распределенные, неравномерные и переменные нагрузки, в частности треугольные или криволинейные эпюры бокового давления бетонной смеси. 4.6 Применяемые при осуществлении испытаний средства измерений должны быть поверены в соответствии с [1]. 4.7 Проведение предусмотренных настоящим стандартом испытаний опалубки и ее элементов не освобождает предприятие - изготовитель опалубки от выполнения в процессе производства операционного и приемочного контроля изделий по показателям, установленным в стандартах, технических условиях и проектной документации на опалубку и ее элементы. 5 Измерения показателей точности геометрических параметров элементов опалубки и выполняемых в ней монолитных конструкций5.1 Измерения геометрических параметров элементов опалубки и монолитных конструкций выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 26433.0-ГОСТ 26433.2. Оценка показателей точности геометрических параметров элементов опалубки и монолитных конструкций осуществляется путем сопоставления действительных значений геометрических параметров, полученных в результате измерений, с предельными значениями, установленными в стандартах, технических условиях и проектной документации на опалубку и монолитные конструкции зданий и сооружений. 5.2 Методы, средства, схемы измерений и формулы для вычисления действительных значений измеряемых геометрических параметров элементов опалубки применяют в соответствии с требованиями ГОСТ 26433.1, приложения 1-3. 5.3 Методы, средства, схемы измерений и формулы для вычисления действительных значений измеряемых геометрических параметров монолитных конструкций, выполненных в испытуемой опалубке, принимают в соответствии с требованиями ГОСТ 26433.2, приложение А, таблица А.1, указанных в таблице 1.
5.4 Применяемые средства измерений геометрических параметров должны обеспечивать необходимую точность измерений, определяемую в соответствии с требованиями ГОСТ 26433.0, пункт 5. Оценка точности измерений - по ГОСТ 8.207. 5.5 Места измерений геометрических параметров определяют в соответствии с ГОСТ 26433.1, пункт 7, если они не установлены в ТУ и (или) рабочих чертежах. 6 Испытания отдельных элементов опалубки на прочность и жесткость6.1 Испытание элемента опалубки на прочность и жесткость следует проводить до исчерпания несущей способности (разрушения) элемента. 6.2 По значению разрушающей нагрузки путем деления его на соответствующий коэффициент безопасности, принятый при проектировании, определяют допустимую (расчетную) нагрузку на элемент при бетонировании. Допустимая нагрузка должна указываться изготовителем в документе о качестве. 6.3 Испытания грузозахватных приспособлений опалубки, а также подмостей, на которых располагаются люди, ограждений и других подобных элементов должны проводиться нагрузкой, превышающей расчетную не менее чем на 25%. При освоении производства рекомендуется проводить испытание до разрушения. Схема испытаний должна в наибольшей степени соответствовать рабочей схеме применения элемента. 6.4 Для проведения испытаний следует использовать оборудование, обеспечивающее установку испытуемого элемента и приложение к нему нагрузки по заданной схеме и позволяющее производить нагружение усилием с погрешностью не более 5%. 6.5 Для измерения усилий при применении домкратов или прессов без силоизмерителей следует применять динамометры по ГОСТ 13837. 6.6 Усилия должны прилагаться поэтапно ступенями (долями), каждая из которых не должна превышать 10% установленной в проектной документации расчетной нагрузки. После приложения каждой следующей ступени нагрузки испытуемый элемент следует выдерживать под нагрузкой не менее 10 мин. 6.7 Результаты испытаний оформляются актом, который хранится на предприятии - изготовителе опалубки. 6.8 При проведении испытаний следует соблюдать правила обеспечения безопасности работ, приведенные в ГОСТ 8829, пункты 8.13 и 8.14. 6.9 Испытания щитов 6.9.1 Щиты, как правило, испытывают сосредоточенной нагрузкой (см. рисунок 1). Модульные щиты следует испытывать по длинной и короткой стороне (см. рисунок 2). Рисунок 1 - Схемы приложения сосредоточенных нагрузок а) Однопролетная балка
б) Двухпролетная балка 1 - место установки опор (стяжек опалубки)
Рисунок 2 - Схема испытания модульного щита
Рисунок 3 - Схема передачи сосредоточенной нагрузки1 - прокладка по ширине щита
Рисунок 4 - Схема возможной деформации прокладки1 - прокладка; 2 - щит
В случае возникновения местного смятия в месте приложения нагрузки испытания следует приостановить и выполнить замену прокладок. Рисунок 5 - Схема приложения ряда сил вместо одной P=P(1)+P(2)+P(3)1 - прокладка; 2 - щит
Рисунок 6 - Схема передачи нагрузок с помощью траверсы1 - испытательный пресс или домкрат; 2 - траверса
6.9.2 При испытании элементов равномерно распределенной нагрузкой следует учитывать возможность образования самонесущих сводов при загрузке штучными грузами. Для исключения подобных случаев необходимо составлять схему установки штучных грузов, например приведенную на рисунке 7. Рисунок 7 - Схема установки штучных грузов1 - испытательный образец; 2 - штучные грузы
Между штучными грузами во всех горизонтальных рядах должны быть зазоры не менее 50 мм. Рисунок 8 - Схема загружения множеством P(1), P(2),... P(n) сосредоточенных нагрузок
6.9.3 Опоры при испытании щита должны быть шарнирными, одна из опор должна быть подвижной, допускающая перемещение щита вдоль пролета. Возможная схема опор показана на рисунке 9. Опоры устанавливают в соответствии со схемой работы щита при бетонировании в местах установки стяжек (см. рисунок 10). Рисунок 9 - Схема опор1 - щит; 2 - опора; 3 - седло опоры; - зазор между щитом и седлом опоры
Рисунок 10 - Схема установки опор и нагрузок P при испытании щитов вдоль длинной стороны (высоты)
1 - щит; 2 - опора
В качестве шарнирных опор следует применять стальные шары и цилиндрические катки, свободно укладываемые в опорные гнезда (см. рисунок 9). 6.9.4 При определенных прогибах у щита при подсчете определяется суммарная (интегральная) жесткость щита (например модуль упругости ) при известных (нагрузка) и (момент инерции). 6.9.5 Испытания палубы щита должны проводиться с учетом реальной схемы работы (с опорой по периметру, промежуточным опорам, только на ребра). Палуба из целикового листа (например широкоформатной фанеры) испытывается, как правило, как многопролетная балка. 6.9.6 Результаты испытаний оформляют актом по 6.7. 6.10 Испытания вертикальных несущих элементов опалубки перекрытий 6.10.1 Телескопические и другие стойки опалубки перекрытий должны испытываться в рабочем вертикальном положении (см. рисунок 11). Рисунок 11 - Схема испытания стоек
Отдельные элементы стоек (верхняя выдвижная и нижняя опора, а также элементы несущих рам) могут испытываться как в вертикальном, так и в горизонтальном положении (см. рисунок 12). Рисунок 12 - Схемы испытания рам
6.10.2 Составные рамы (с установкой в рабочем положении более чем в трех уровнях) должны испытываться с выполнением не менее трех стыков по высоте (длине). 6.10.3 Если проектом предусмотрено закрепление вертикальных несущих элементов по высоте несущими связями, при испытании должны быть выполнены такие связи (см. рисунок 13). Рисунок 13 - Схемы закрепления стоек при испытании
Стойки и рамы при испытании должны быть установлены в стенд с отклонением от вертикали на всю высоту стойки или ее элемента, не превышающим 1,5° (см. рисунок 14). Рисунок 14 - Схема испытания составных стоек
6.10.4 Прогибы измеряются посередине наибольшего свободного пролета стойки, например с помощью индикатора часового типа, прогибомера. Закрепление индикатора не должно препятствовать свободному перемещению подвижных стержней. 6.11 Горизонтальные несущие элементы опалубки перекрытий (балки) в зависимости от условий работы могут испытываться как одно- или многопролетные балки. В последнем случае должно устанавливаться не менее трех промежуточных опор. 6.12 При испытаниях опалубки из клееных деревянных конструкций, в том числе клееных щитов, деревянных балок опалубки перекрытий, предварительно должна быть выполнена проверка стойкости клеевых соединений в условиях переменной влажности, а также к цикличным температурно-влажностным воздействиям. Соответствующие методы испытаний таких конструкций, их элементов и применяемых материалов установлены в стандартах, перечисленных в приложении Б. Приложение А (рекомендуемое). Расчетные показатели несущей способности и жесткости элементов опалубки для некоторых схем нагружения
Приложение Б (справочное). Методы испытаний элементов опалубки из древесных материалов
Б.1 При разработке и освоении производства клееных деревянных конструкций щитовой опалубки, в том числе клееных щитов, деревянных балок опалубки перекрытий, целесообразна проверка стойкости клеевых соединений в условиях переменной влажности, а также стойкости к цикличным температурно-влажностным воздействиям. Соответствующие испытания таких конструкций, их элементов и применяемых материалов проводят: Б.2 При использовании для опалубки материалов из древесных материалов необходимо учитывать нестабильность показателей в зависимости от условий работы, главным образом, влажности, по ГОСТ 25579, ГОСТ 18068, ГОСТ 16483.37, ГОСТ 16483.35, ГОСТ 16483.14. Б.3 Определение показателей влажности и водопоглощения древесины проводят по ГОСТ 16588, ГОСТ 16483.20, ГОСТ 21523.6, ГОСТ 21523.4. Библиография
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
на главную карта сайт | новости документы о компании производство качество цены |