|
||||||||||
|
Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требованияГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования ЭЛЕМЕНТЫ ОБУСТРОЙСТВА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ Automobile roads of general use. Road facilities. General requirements
Дата введения 2008-07-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ") Росавтодора совместно с Департаментом ОБДД МВД России и ЗАО "ДОРИСКОНСАЛТ" 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство" 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 09.12.2013 N 2218-ст c 28.02.2014 1 Область применения1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52765. 4 Требования к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения4.1 Дорожные знаки и сигналы 4.1.1 Дорожные знаки 4.1.2 Табло с изменяющейся информацией 4.1.2.1 Табло с изменяющейся информацией изготавливают в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290. 4.1.2.2 Размеры табло, изображаемые на нем надписи и символы должны соответствовать размерам аналогичных элементов для знаков индивидуального проектирования в соответствии с ГОСТ Р 52290. 4.1.2.3 Размещение табло на автомобильных дорогах должно соответствовать размещению информационных знаков 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1-6.12 и 6.17 по ГОСТ Р 52289. 4.1.2.4 На табло не должно быть неисправных элементов, затрудняющих восприятие содержания информации или искажающих его смысл. 4.1.2.5 Надписи и символы на табло должны быть четко различимы в дневное и ночное время с расстояния не менее 100 м. 4.1.3 Дорожная разметка 4.1.4 Дорожные светофоры 4.1.4.1 Дорожные светофоры по своим параметрам должны отвечать требованиям ГОСТ Р 52282, а их размещение на дороге и режим работы - по ГОСТ Р 52289. 4.1.4.2 Для улучшения ориентирования пешеходов светофоры типов П.1 и П.2 по ГОСТ Р 52282 могут быть дополнены световыми табло, показывающими время, оставшееся до сигнала, разрешающего движение пешеходов. 4.1.4.3 Для информирования пешеходов с полной (ограниченной) потерей зрения о возможности пересечения ими проезжей части в специально отведенных для них местах световой сигнал светофора, разрешающий движение пешеходов, должен дублироваться звуковым сигналом. 4.2 Направляющие устройства 4.2.1 Дорожные сигнальные столбики 4.2.2 Дорожные тумбы 4.2.2.1 Дорожные тумбы (тумбы) размещают в начале разделительной полосы, перед торцевыми частями подпорных стенок транспортных тоннелей, опорами путепроводов, размещенных на проезжей части, а также на приподнятых островках безопасности и приподнятых направляющих островках. 4.2.2.2 Тумбы допускается не устанавливать при наличии в начале препятствия светофоров, дорожных знаков с внутренним освещением или дорожных буферов. 4.2.2.3 Высота тумб должна составлять 0,75-0,80 м. 4.2.2.4 Корпус тумбы должен иметь разметку в соответствии с ГОСТ Р 51256 или внутреннее освещение. 4.2.2.5 В темное время суток расстояние видимости тумб, имеющих разметку из световозвращающих материалов, при освещении их ближним светом фар должно составлять не менее 30 м, а тумб с внутренним освещением - не менее 100 м. 4.2.3 Дорожные световозвращатели 4.2.4 Направляющие островки 4.2.4.1 Направляющие островки устраивают для разделения транспортных потоков по направлениям на пересечениях автомобильных дорог при суммарной интенсивности движения по пересекающимся или примыкающим дорогам не менее 1000 авт./сут, когда число поворачивающих транспортных средств составляет не менее 10% от суммарного потока на дорогах вне населенных пунктов и не менее 20% в населенных пунктах. 4.2.4.2 Границы направляющих островков обозначают разметкой или путем укладки бордюра, на который наносят вертикальную разметку по ГОСТ Р 51256. 4.2.4.3 Высота бордюра направляющих островков должна быть не более 10 см. 4.2.4.4 В районах с многоснежной зимой и на снегозаносимых участках дороги границы островков обозначают при помощи разметки покрытия или делают их съемными. 4.2.5 Островки безопасности 4.2.5.1 При интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части на наземных пешеходных переходах устраивают островки безопасности, которые размещают на проезжей части или разделительной полосе, при этом расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,5 м. 4.2.5.2 Ширина островка должна быть не менее ширины пешеходного перехода, а длина - не менее 1,5 м. 4.2.5.3 Границу островка безопасности обозначают при помощи разметки и/или бордюра. 4.2.5.4 (Исключен, Изм. N 1). 4.2.5.5 Центр островка на проезжей части должен находиться в створе линии разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. 4.2.5.6 При размещении островка на проезжей части перед ним с двух сторон наносят сплошную наклонную линию разметки 1.1 по ГОСТ Р 51256, отводящую транспортные потоки от островка (переходная линия), с наклоном к оси дороги 1:20 (1:50)*. 4.2.5.7 Островки, расположенные на разделительной полосе, должны иметь твердое покрытие. 4.3 Устройства воздействия на транспортные средства 4.3.1 Искусственные неровности 4.3.2 Шумовые полосы 4.3.2.1 Шумовые полосы на опасных участках дорог (горизонтальные кривые малого радиуса, нерегулируемые въезды на магистральные дороги без переходно-скоростных полос, участки с ограниченной видимостью, узкие мосты и т.п.) выполняют при помощи поверхностной обработки покрытия из щебня. Допускается устройство шумовых полос путем наклейки на покрытие поперечных линий из пластичных материалов, нарезки поперечных канавок в бетонных покрытиях и другими способами. 4.3.2.2 Параметры шумовых полос перед опасными участками и их число в зависимости от величины требуемого снижения скорости движения должны соответствовать указанным в таблице 1.
4.3.2.3 Величину требуемого снижения скорости на конкретном участке дороги определяют как разницу между значениями фактической скорости и вводимого максимального ее ограничения. 4.3.2.4 В местах устройства шумовых полос устанавливают дорожные знаки 1.16 "Неровная дорога" и 3.24 "Ограничение максимальной скорости" по ГОСТ Р 52290. Знаки не устанавливают при устройстве шумовых полос вдоль края проезжей части и/или по ее оси. 4.3.3 Аварийные съезды 4.3.3.1 Аварийные съезды устраивают на дорогах в горной или пересеченной местности на затяжных спусках с уклонами более 50‰ перед кривыми малых радиусов, расположенных в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км. 4.3.3.2 Аварийный съезд представляет собой идущий на подъем с уклоном не менее 100‰ тупик, продолжающий направление повернувшей дороги или примыкающий к ней под острым углом. 4.3.3.3 Аварийный съезд должен иметь длину 200-300 м и заканчиваться площадкой размером 15х15 м для разворота автомобиля и песчаным валом высотой 1,0 м в конце площадки. 4.3.3.4 Аварийный съезд должен иметь покрытие толщиной 5-15 см из слоя песка, одноразмерного гравия или керамзита фракций 6-10 мм на плотном основании. При этом наименьшую толщину покрытие имеет на начальном участке, а максимальную - на конечном до площадки для разворота. 4.3.3.5 На аварийном съезде должен быть обеспечен водоотвод. 4.3.3.6 Для информирования водителей транспортных средств о расположении аварийного съезда на крутом спуске перед аварийным съездом устанавливают знак 6.5 "Полоса для аварийной остановки" по ГОСТ Р 52290. 4.3.3.7 По аварийному съезду не допускается движение пешеходов. 4.4 Защитные устройства 4.4.1 Дорожные ограждения 4.4.1.1 Конструкция дорожных ограждений должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52607. 4.4.1.2 Установка ограждений на автомобильных дорогах должна быть выполнена по ГОСТ Р 52289. 4.4.1.3 Фронтальные дорожные ограждения в виде буферов устанавливают перед массивными препятствиями, на которые возможен наезд транспортных средств (торцевые участки парапетов, подпорных стен, начальные участки ограждений в местах разветвления проезжих частей, съездов с дороги, опор путепроводов, размещенных на проезжей части и т. п.). 4.4.1.4 Буферы должны быть окрашены в желтый цвет и иметь вертикальную разметку 2.1.1-2.1.3 по ГОСТ Р 51256. 4.4.1.5 Для обеспечения устойчивости буферы должны быть заполнены балластом в виде песка или воды до верхнего наливного отверстия. В зимнее время в качестве балласта используют пескосоляную смесь или рассолы, исключающие замерзание балласта при отрицательных температурах. 4.4.2 Акустические экраны 4.4.2.1 Акустические экраны должны снижать уровень звука от транспортного потока в расчетных точках защищаемой придорожной территории или объектах до допустимого уровня, определяемого строительными нормами и правилами [1]. 4.4.2.2 Конструкция акустического экрана должна обеспечивать его устойчивость при воздействии расчетной ветровой нагрузки и обладать достаточной прочностью, обеспечивающей сохранность при выполнении работ по его содержанию (мойке, очистке от грязи). 4.4.2.3 Составные части акустических экранов должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие. 4.4.2.4 Используемые в конструкциях экранов звукоизоляционные, звукопоглощающие и вибродемпфирующие материалы должны быть несгораемыми или трудносгораемыми. 4.4.2.5 Соединение элементов в акустических панелях экрана должно обеспечивать защиту звукоизолирующих материалов от попадания влаги во внутрь панелей во время дождя интенсивностью 5 мм/мин. 4.4.2.6 Экраны должны быть установлены в соответствии с проектами, утвержденными в установленном порядке. 4.4.2.7 Размещение рекламы на акустических экранах не допускается. 4.4.3 Противоослепляющие экраны 4.4.3.1 Противоослепляющие экраны (экраны) изготавливают по техническим документам, утвержденным в установленном порядке. 4.4.3.2 Экраны применяют на автомобильных дорогах с разделительной полосой, не обустроенных стационарным искусственным освещением, при интенсивности движения более 10000 авт./сут на всем протяжении, а при интенсивности от 7000 до 10000 авт./сут - только на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий. 4.4.3.3 По особенностям конструкции защитных элементов экраны делятся на сетчатые и стоечные. 4.4.3.4 Экраны устанавливают непосредственно на разделительной полосе по ее оси или на дорожных ограждениях на разделительной полосе. 4.4.3.5 Начальные и конечные участки экрана располагают на расстоянии не менее 100 м от границ перекрестков с разрешенными левыми поворотами, пешеходных переходов и мест разворота транспортных средств. 4.4.3.6 Расстояние от верхнего края защитного элемента экрана до поверхности разделительной полосы должно составлять 200-205 см. 4.4.3.7 Нижний край защитного элемента экрана, установленного на самостоятельной опоре, должен находиться на расстоянии от поверхности разделительной полосы не более 40 см. 4.4.3.8 Конструкция защитного элемента экрана должна обеспечивать защиту от светового потока фар встречного автомобиля при угле действия блескости фар от 0° до 18°. 4.4.3.9 Коэффициент направленного пропускания света экранов для углов освещения 72°-90° не должен превышать 0,10 при освещении фарами автомобиля. 4.4.3.10 Элементы конструкции экрана должны иметь прочность, обеспечивающую устойчивость сетки или пластин при расчетной ветровой нагрузке, приходящейся на их поверхность, в соответствии с [2], а также сохранность конструкции экрана при проведении работ по его содержанию (мойке, чистке). 4.4.3.11 Элементы экранов выполняют из материалов, не подверженных коррозии или защищенных от воздействия коррозии. 4.4.4 Снегозащитные устройства 4.4.4.1 Снегозащитные насаждения Рисунок 1 - Схемы снегозащитных насаждений для объемов снегоприноса до 300 куб.м/м
Рисунок 2 - Схемы снегозащитных насаждений для объемов снегоприноса более 300 куб.м/м
4.4.4.2 Снегозадерживающие заборы ,
,
4.4.4.3 Снегопередувающие заборы Размеры в метрах
4.5 Средства организации движения пешеходов и велосипедистов 4.5.1 Тротуары и пешеходные дорожки 4.5.1.1 Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. 4.5.1.2 В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений [3]. 4.5.1.3 Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. 4.5.1.4 Пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна. 4.5.1.5 В условиях сильно пересеченной местности при высоких насыпях или глубоких выемках, а также при прохождении дороги через заболоченные участки пешеходные дорожки могут быть размещены на откосах на присыпных бермах на расстоянии от кромки проезжей части не менее 2,5 м. При устройстве пешеходных дорожек в одном уровне с обочиной на расстоянии менее 3 м от проезжей части их отделяют от обочин при помощи дорожных ограждений. 4.5.1.6 Число полос движения пешеходов на тротуаре и пешеходной дорожке зависит от интенсивности пешеходного движения. 4.5.1.7 Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м. 4.5.1.8 На уклонах более 80‰ пешеходные дорожки допускается выполнять в продольном профиле в виде отдельных участков с уклонами не более 80‰, соединенных между собой лестницами с маршами не менее чем в три ступени и крутизной уклона не более 1:2,5. 4.5.1.9 В населенных пунктах городского типа вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,8 м. 4.5.2 Пешеходные переходы 4.5.2.1 Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150-200 м. 4.5.2.2 Вне населенных пунктов пешеходные переходы устраивают в местах размещения пунктов питания и торговли, медицинских и зрелищных учреждений и других объектов обслуживания движения напротив тротуаров и пешеходных дорожек, ведущих к этим учреждениям. 4.5.2.3 Вид пешеходного перехода выбирают в зависимости от величины и соотношения интенсивности автомобильного и пешеходного движения (рисунок 3). Рисунок 3 - Условия применения пешеходных переходов различных видов
4.5.2.4 Пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). 4.5.2.5 На переходах со светофорным регулированием пешеходные светофоры могут быть дополнены цифровыми табло, показывающими время, оставшееся до включения разрешающего сигнала пешеходного светофора, а также звуковым сигналом, действующим во время горения разрешающего сигнала. 4.5.2.6 У наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м в обе стороны от пешеходного перехода. 4.5.3 Велосипедные дорожки 4.5.3.1 Велосипедные дорожки устраивают за пределами проезжей части дорог при соотношениях интенсивностей движения автомобилей и велосипедистов, указанных в таблице 3.
4.5.3.2 Рекомендуемая длина велосипедных дорожек на подходах к населенным пунктам указана в таблице 4.
4.5.3.3 Велосипедные дорожки располагают на отдельном земляном полотне, у подошвы насыпей и за пределами выемок или на специально устраиваемых бермах. 4.5.3.4 Ширина разделительной полосы между автомобильной дорогой и параллельной или свободно трассируемой велосипедной дорожкой должна быть не менее 1,5 м. В стесненных условиях допускается разделительная полоса шириной 1,0 м, возвышающаяся над проезжей частью не менее чем на 0,15 м, с окаймлением бордюром. 4.5.3.5 Основные параметры велосипедных дорожек приведены в таблице 5.
4.5.3.6 Однополосные велосипедные дорожки располагают с наветренной стороны от дороги (в расчете на господствующие ветры в летний период), двухполосные - при возможности по обеим сторонам дороги. 4.5.3.7 Длины подъемов велосипедных дорожек должны быть не более указанных в таблице 6.
4.5.3.8 Места пересечений велосипедных дорожек с автомобильными дорогами, имеющими не более трех полос движения в обоих направлениях, оборудуют дорожными знаками и разметкой. 4.5.3.9 Велосипедные дорожки в районе пересечений должны быть освещены на расстоянии не менее 60 м от пересекаемой автомобильной дороги. 4.5.3.10 Велосипедные дорожки должны иметь твердое покрытие из асфальтобетона, бетона или каменных материалов, обработанных вяжущим. 4.6 Средства улучшения условий видимости 4.6.1 Стационарное электрическое освещение 4.6.1.1 Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают:
4.6.1.2 При расстоянии между соседними последовательно расположенными населенными пунктами менее 500 м или расстоянии между отдельными освещенными объектами менее 250 м на автомобильных дорогах следует предусматривать непрерывное освещение. 4.6.1.3 Освещение железнодорожных переездов следует устраивать с учетом норм искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта. При устройстве искусственного освещения на прилегающем к железнодорожному переезду участке автомобильной дороги осветительные установки должны обеспечивать нормы освещения, относящиеся к автомобильным дорогам. 4.6.1.4 Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части автомобильных дорог, магистралей и улиц населенных пунктов должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 8.
4.6.1.5 Равномерность горизонтальной освещенности покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 9.
4.6.1.6 Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части в пределах транспортных развязок автомобильных дорог в разных уровнях должна соответствовать нормативным требованиям для соответствующей категории автомобильной дороги, магистрали и улицы населенных пунктов в соответствии с таблицей 8 для основной автомобильной дороги и не менее 10 лк - на съездах и ответвлениях. 4.6.1.7 Посадочные площадки остановок общественного транспорта на дорогах всех категорий должны иметь среднюю горизонтальную освещенность не менее 10 лк. 4.6.1.8 На пешеходных переходах в одном уровне норма освещения должна быть повышена не менее, чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части. 4.6.1.9 Средняя горизонтальная освещенность внеуличных пешеходных переходов должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 10.
4.6.1.10 Опоры светильников устанавливают за бровкой земляного полотна на расстоянии от нее не менее 0,5 м. В населенных пунктах, где дорога имеет профиль городского типа, опоры устанавливают на газоне за бортовым камнем на расстоянии от него до цокольной части опоры не менее 1,0 м. 4.6.1.11 При установке опор на расстоянии менее 4,0 м от кромки проезжей части их защищают от наездов транспортных средств дорожными ограждениями. 4.6.1.12 На мостах (путепроводах) опоры светильников устанавливают в створе перил или за ними в стальных стаканах, а также прикрепляют при помощи фланцевых соединений к несущим конструкциям сооружения. 4.6.1.13 Наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк. 4.6.1.14 При естественной освещенности более 100 лк транспортные тоннели освещают в дневном режиме, а при естественной освещенности менее 100 лк - в ночном режиме по [4]. 4.6.1.15 В темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел./ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 ед./ч допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока. 4.6.1.16 В темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения. 4.6.2 Дорожные зеркала 4.6.2.1 Дорожное зеркало состоит из корпуса с вмонтированным в него зеркальным отражателем (далее - отражатель), опорной части, удерживающей корпус, и кронштейна с шарнирами, при помощи которого корпус крепят к стойке опорной части и устанавливают в необходимом положении. 4.6.2.2 Отражатель должен иметь форму круга, диаметр которого зависит от типоразмера зеркала (таблица 11).
4.6.2.3 Поверхность отражателя должна иметь форму выпуклой сферы. Отражатели в зависимости от требуемого угла обзора имеют три варианта исполнения. Средний радиус кривизны отражателя для каждого варианта исполнения и типоразмера зеркала должен иметь значение, указанное в таблице 12.
4.6.2.4 Коэффициент отражения отражателя должен быть не менее 0,35. 4.6.2.5 На отражателе не должно быть царапин, вмятин, пропусков отражающей поверхности. 4.6.2.6 Отражатель должен быть стойким к воздействию соляного тумана по ГОСТ 15151. 4.6.2.7 Корпус зеркала должен обеспечивать защиту отражателя от механических повреждений при его эксплуатации и предотвращение попадания воды во внутрь корпуса при воздействии дождя интенсивностью 5 мм/мин. 4.6.2.8 В верхней части корпуса располагается козырек, защищающий отражатель от воздействия атмосферных осадков. Козырек должен охватывать верхнюю половину окружности корпуса. 4.6.2.9 Кронштейн должен обеспечивать: 4.6.2.10 Конструкция опорной части должна иметь прочность, обеспечивающую устойчивость зеркала при расчетной ветровой нагрузке, приходящейся на его поверхность, в соответствии с действующими строительными нормами, а также обеспечивать сохранность зеркала при проведении работ по его содержанию (мойке, чистке).
4.6.2.11 В собранном виде составные части зеркала должны соответствовать одному типоразмеру. 4.6.2.12 Все составные части зеркал должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие. 4.6.2.13 Зеркала устанавливают на участках дорог с расстоянием видимости менее нормативного значения, на которых водители в соответствии с Правилами дорожного движения должны уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к такому участку. 4.6.2.14 Типоразмер зеркала должен соответствовать категории дорог и улиц, на которых его устанавливают (см. таблицу 15).
4.6.2.15 Вариант исполнения зеркала выбирают в соответствии с углом обзора, требуемого для конкретного участка дороги в соответствии с таблицей 12. 4.6.2.16 Зеркала устанавливают: 4.6.2.17 Место установки зеркала и поворот поверхности отражателя по отношению к наблюдателю выбирают исходя из местных условий с учетом обеспечения видимости скрытого от наблюдателя участка дороги. 4.6.2.18 Зеркала размещают на краю обочины у бровки земляного полотна или тротуаре со стороны наблюдателя или с противоположной стороны, в зависимости от конкретного места установки. 4.6.2.19 На участках въезда или пересечения дороги с необеспеченной видимостью зеркала применяют совместно со знаком 2.5 "Движение без остановки запрещено" по ГОСТ Р 52290. 5 Требования к зданиям и сооружениям обслуживания движения5.1 Сооружения для обслуживания участников дорожного движения 5.1.1 Здания и сооружения для отдыха и питания участников дорожного движения 5.1.1.1 Мотели и кемпинги размещают на дорогах на расстояниях не более 500 км друг от друга. Мотели целесообразно размещать в комплексе со станциями технического обслуживания, автозаправочными станциями, пунктами питания и торговли. 5.1.1.2 Для ориентировочных расчетов требуемую вместимость зданий и сооружений для отдыха и пунктов питания на участках дорог протяженностью 100-120 км в пригородных зонах крупных городов их суммарную вместимость определяют в соответствии с таблицей 16.
5.1.1.3 При определении вместимости размещаемых в пригородной зоне нескольких предприятий обслуживания с одним и тем же видом услуг следует учитывать неравномерность в потребности участников дорожного движения в данном виде услуг в зависимости от удаленности от границы города (см. таблицу 17).
5.1.2 Площадки отдыха 5.1.2.1 Площадки отдыха устраивают через 15-20 км на дорогах I и II категорий, 25-30 км на дорогах III категории и 45-55 км на дорогах IV категории. 5.1.2.2 Вместимость площадок должна составлять 20-50 автомобилей на дорогах I категории, 10-15 - на дорогах II и III категорий, 5-10 - на дорогах IV категории. 5.1.2.3 Площадки отдыха располагают не ближе 1 км от населенных пунктов. 5.1.2.4 Площадки отдыха состоят из трех планировочных зон: стоянки автомобилей с въездом и выездом, зоны отдыха и санитарно-гигиенической зоны. 5.1.2.5 Допускается размещение объектов питания и торговли, не препятствующих отдыху участников дорожного движения, за пределами площадок отдыха, как правило, за их наиболее удаленной от проезжей части границей, в том числе и в полосе отвода автодороги. 5.1.3 Площадки для кратковременной остановки и стоянки автомобилей 5.1.3.1 Площадки для кратковременной остановки и стоянки автомобилей следует предусматривать у пунктов питания, торговли, культурных, спортивных сооружений, источников питьевой воды и в других местах с систематическими остановками автомобилей. 5.1.3.2 Вместимость площадок должна соответствовать нормам, приведенным в таблице 19.
5.1.4 Пункты медицинской помощи 5.1.4.1 На дорогах должны быть размещены дорожные знаки сервиса 7.1 "Пункт первой медицинской помощи" и 7.2 "Больница" в соответствии с ГОСТ Р 52289. 5.1.4.2 Перечень медицинских учреждений, информацию о которых размещают на дорогах, должен быть согласован с региональными органами управления медицинскими учреждениями. 5.1.5 Сооружения связи 5.1.5.1 Аварийно-вызывную связь организуют на автомобильных дорогах I категории в соответствии с утвержденными проектами. 5.1.5.2 Система аварийно-вызывной связи включает в себя вызывные колонки, линии связи (оборудование радиосвязи) и диспетчерский центр (пункт). 5.1.5.3 Корпус вызывной колонки должен иметь прочность, обеспечивающую его сохранность при механизированной мойке, чистке от грязи и уборке снега с дороги. 5.1.5.4 Вызывные колонки размещают попеременно с каждой стороны дороги на присыпных бермах с интервалом не более 4 км. 5.1.5.5 Вызывные колонки располагают на присыпных бермах на расстоянии не менее 4,0 м от проезжей части. 5.1.5.6 Линии связи (оборудование радиосвязи) должны обеспечивать передачу сигналов от колонки в диспетчерский центр (пункт) и двустороннюю голосовую связь между абонентом и оператором. 5.1.5.7 Диспетчерский центр (пункт) должен иметь оборудование (пульт управления) для приема сигналов и сообщений от абонентов и связи с соответствующими службами экстренной помощи. 5.1.5.8 Режим работы системы аварийно-вызывной связи - круглосуточный. 5.2 Сооружения для технического обслуживания транспортных средств 5.2.1 Станции заправки топливом 5.2.1.1 Автозаправочные станции (АЗС) и автомобильные газонаполнительные станции (АГНС) размещают на основе экономических расчетов. 5.2.1.2 Минимальную мощность АЗС (число заправок в сутки) и расстояние между ними в зависимости от интенсивности движения рекомендуется принимать по таблице 20.
5.2.1.3 Расстояния от АЗС и АГНС до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром или до стен жилых, общественных зданий и сооружений должно быть не менее 25 м при одной-двух топливораздаточных колонках и не менее 50 м - при трех и более. 5.2.1.4 Запрещается размещать АЗС и АГНС на расстоянии менее 25 м от посадочных площадок, разворотных и отстойно-разворотных площадок наземного пассажирского транспорта, пешеходных переходов. 5.2.1.5 АЗС и АГНС размещают на отдельных площадках. 5.2.1.6 Въезды и выезды с АЗС и АГНС устраивают раздельными. 5.2.2 Станции технического обслуживания автомобилей 5.2.2.1 Станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) размещают на дорогах с учетом интенсивности движения.
5.2.2.2 Расстояния от границ участков СТОА до окон жилых домов и общественных зданий, а также до границ земельных участков школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа следует принимать не менее приведенных в таблице 22.
5.2.2.3 При дорожных станциях технического обслуживания могут быть размещены автозаправочные станции и мойки автомобилей. 5.2.3 Моечные пункты 5.2.3.1 Моечные пункты автомобилей сооружают в соответствии с проектами, согласованными в установленном порядке. 5.2.3.2 Моечные пункты автомобилей размещают в составе станций и пунктов технического обслуживания автомобилей и как отдельно стоящие сооружения. 5.2.3.3 Отдельно стоящие моечные пункты на 1-2 поста должны быть размещены на расстоянии не менее 25 м от жилых домов, общественных зданий и сооружений, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром. 5.3 Остановочные пункты маршрутных транспортных средств* 5.3.1 Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования. 5.3.2 Требования к остановочным пунктам на автомобильных дорогах 5.3.2.1 Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: 5.3.2.2 На дорогах IA категории остановочные пункты размещают вне пределов земляного полотна. Расстояние между остановочными пунктами должно быть не менее 5,0 км. 5.3.2.3 На дорогах IБ - IV категорий остановочные пункты располагают не чаще, чем через 3 км, а в курортных районах и густонаселенной местности - 0,4 км. 5.3.2.4 В местах размещения остановочных пунктов должно быть обеспечено расстояние видимости для остановки автомобиля для дорог соответствующих категорий. 5.3.2.5 Остановочные пункты, оборудованные наземными пешеходными переходами, смещают по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов. При наличии надземных или подземных пешеходных переходов их можно располагать непосредственно за пешеходным переходом. 5.3.2.6 В зонах пересечений и примыканий дорог остановочные пункты располагают за пересечениями и примыканиями на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки автомобиля. 5.3.3 Требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов 5.3.3.1 Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: 5.3.3.2 При прохождении дорог по территории населенных пунктов остановочные пункты размещают с обеспечением следующих требований: 5.3.3.3 На дорогах скоростного движения и магистральных улицах общегородского значения непрерывного движения остановочные пункты устраивают в заездных "карманах" с переходно-скоростными полосами для замедления и ускорения движения длиной соответственно не менее 100 м и 150 м с уменьшением или увеличением их длины на 10 м соответственно на каждые 10‰ подъема или спуска продольного профиля. 5.3.3.4 Заездные "карманы" на других магистралях должны иметь: участки отгонов по 20-30 м, участок торможения по 30 м и разгона по 40 м. 5.3.3.5 При организации движения автобусного и троллейбусного транспорта троллейбусная остановка должна размещаться перед автобусной. 5.3.3.6 Остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 25 м и 5 м соответственно. 5.3.3.7 Длину остановочной площадки принимают в зависимости от одновременно стоящих транспортных средств из расчета 20 м на один автобус или троллейбус, но не более 60 м. 5.3.3.8 Посадочную площадку устраивают на границе остановочной площадки. 5.3.3.9 С целью обеспечения безопасных условий движения на перегонах улиц с проезжей частью шириной менее 15 м расстояние между остановочными пунктами автобусов и троллейбусов встречных направлений следует принимать от 30 до 50 м один от другого. 5.3.3.10 Посадочные площадки на всех остановочных пунктах в районах с холодным климатом должны быть, как правило, оборудованы павильонами для пассажиров, а в районах с умеренным или жарким климатом - навесами. 5.3.3.11 Павильон должен быть надежно закреплен и быть устойчивым к опрокидыванию. 5.3.4 Оборудование остановочных пунктов техническими средствами организации дорожного движения 5.3.4.1 Остановочные пункты оборудуют дорожными знаками по ГОСТ Р 52289 и дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256, которые применяют по ГОСТ Р 52290. 5.3.4.2 Для упорядочения движения пешеходов на остановочных пунктах, размещенных у надземных или подземных пешеходных переходов, устанавливают пешеходные ограждения, размещаемые от границы посадочной площадки до пешеходного перехода. 5.3.4.3 На дорогах с разделительной полосой пешеходные ограждения устанавливают на разделительной полосе на расстоянии по 100 м в обе стороны от места расположения подземного или наземного пешеходного перехода. 5.3.4.4 Допускается установка пешеходных ограждений у остановочных пунктов с наземными пешеходными переходами. При этом ограждения размещают от начала посадочной площадки до ближайшей границы пешеходного перехода. 5.3.4.5 На магистральных дорогах и улицах регулируемого движения пешеходные переходы на остановочных пунктах могут быть оборудованы пешеходными светофорами типа П.1 или П.2 по ГОСТ Р 52282. 5.3.4.6 Светофоры типов П.1 и П.2 устанавливают на тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии островка безопасности на разделительной полосе - и на нем, если число полос движения в одном направлении более четырех. 5.3.4.7 При установке пешеходных светофоров должна быть обеспечена видимость их сигналов пешеходам с противоположной стороны пересекаемой проезжей части дороги. 5.4 Сооружения для контроля за движением 5.4.1 Стационарные посты дорожно-патрульной службы 5.4.1.1 Стационарные посты дорожно-патрульной службы (посты ДПС) размещают на автомобильных дорогах в соответствии с порядком, утвержденным МВД России. 5.4.1.2 Посты ДПС должны быть оборудованы специальными служебными помещениями, остановочными полосами и площадками для стоянки автомобилей, а также оперативно-техническими и специальными средствами контроля. 5.4.1.3 Остановочные полосы должны иметь длину, соответствующую нормам для полос разгона и торможения. 5.4.1.4 Стоянки должны иметь вместимость не менее чем на 10 грузовых автомобилей и располагаться за зданием поста по ходу движения. 5.4.1.5 Участки автомобильных дорог на протяжении остановочной полосы и площадки для стоянки автомобилей должны быть оборудованы стационарным электрическим освещением в соответствии с нормами освещения автомобильных дорог. 5.4.2 Стационарные пункты весового и габаритного контроля 5.4.2.1 Пункты весового и габаритного контроля (ПВГК) размещают на автомобильных дорогах в соответствии с порядком, утвержденным органами управления автомобильными дорогами. 5.4.2.2 ПВГК оборудуют помещениями для размещения персонала, площадками для проведения измерений весовых и габаритных параметров автомобилей, стоянкой для автомобилей, техническими средствами проведения измерений, хранения и анализа данных, полученных в результате измерений. 5.4.2.3 Въезд на территорию ПВГК должен осуществляться через переходно-скоростные полосы, размеры которых должны соответствовать категории дороги, на которой расположен пункт. 5.4.2.4 Переходно-скоростные полосы и территория ПВГК должны иметь стационарное электрическое освещение в соответствии с действующими нормативами. 5.4.2.5 Технические средства для проведения измерений должны включать весоизмерительное оборудование для взвешивания транспортных средств при скорости движения не менее 20 км/ч и контрольного взвешивания и обмера габаритов транспортного средства в неподвижном состоянии. 5.4.2.6 Весоизмерительное оборудование должно обеспечивать взвешивание одиночной оси автомобиля с нагрузкой не менее 20 тс в диапазоне температур от минус 60 °С до плюс 60 °С при влажности воздуха до 98%. 5.4.2.7 Режим работы ПВГК - круглосуточный. 5.5 Требования по обеспечению безопасности движения в местах размещения зданий и сооружений обслуживания движения 5.5.1 На автомобильных дорогах с разделительной полосой при интенсивности движения более 7000 авт./сут сооружения обслуживания движения одного вида располагают по обе стороны дороги со смещением навстречу движению на расстояние 150-200 м между точками примыкания переходно-скоростных полос. 5.5.2 На дорогах с интенсивностью движения менее 7000 авт./сут сооружения обслуживания движения могут располагаться с одной стороны от дороги. Для въезда на территорию сооружения и для выезда с нее автомобилей, движущихся в противоположных направлениях, должны быть предусмотрены места разворота или на противоположной стороне дороги должна быть устроена стоянка со смещением навстречу движению на расстояние не менее 150 м и организован пешеходный переход. 5.5.3 Ближайшая граница земельного участка сооружения обслуживания движения должна быть удалена за резервную полосу при перспективной реконструкции автодороги под высшую категорию. 5.5.4 Сооружения, в состав которых входят капитальные строения, размещают у границы перспективной застройки населенных пунктов. 5.5.5 Сооружения обслуживания, предназначенные для отдыха участников дорожного движения, отделяют от дороги полосой зеленых насаждений шириной 6-20 м. 5.5.6 При размещении АЗС в придорожных полосах автомобильных дорог минимально допустимое расстояние от кромки проезжей части должно быть не менее 25 м для дорог I категории и 15 м - для остальных дорог. Указанные расстояния следует определять от топливораздаточных колонок или границ подземных резервуаров для хранения топлива. 5.5.7 Не следует располагать сооружения обслуживания движения на участках дорог с уклоном более 40‰, на участках кривых в плане с радиусом менее 1000 м, на внутренней стороне кривых в плане, на участках с насыпями более 2,0 м, в пониженных местах рельефа местности, если там возможны заносы и подтопления, а также на участках дорог, являющихся местами концентрации дорожно-транспортных происшествий. 5.5.8 Для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса должны быть предусмотрены переходно-скоростные полосы по [6]. 5.5.9 Ширина обочин на переходно-скоростных полосах должна составлять не менее 2,5 м. 5.5.10 На участках устройства переходно-скоростных полос крутизна откосов насыпи должна быть не менее чем 1:4. 5.5.11 Конструкция дорожной одежды переходно-скоростных полос и примыканий в пределах радиусов закруглений должна быть равнопрочной с основной дорогой. 5.5.12 Наименьший радиус кривых при сопряжениях съездов с дорогой принимают в зависимости от категории дороги; не менее 25 м на дорогах I, II категорий, не менее 20 м на дорогах III категории и 15 м на дорогах IV категории. 5.5.13 В местах выездов должна быть обеспечена боковая видимость.
5.5.14 Для обеспечения продольного водоотвода под съездами должны быть уложены водопропускные трубы, увязанные с существующей системой водоотвода от дороги. 5.5.15 Продольный уклон площадки сооружения обслуживания движения и съездов к нему должен быть направлен в противоположную сторону от дороги. В пределах радиусов закругления он должен составлять 20‰. 5.5.16 Территория сооружения обслуживания движения по функциональному назначению должна иметь три зоны: 5.5.17 Отдельно стоящие сооружения обслуживания движения и комплексы сооружений должны быть оборудованы местами для стоянок транспортных средств, планировка и вместимость которых должны соответствовать вместимости объектов, режима их работы, формы обслуживания проезжающих. В комплексах обслуживания, имеющих в своем составе сооружения продолжительного отдыха (мотель, кемпинг), должны быть предусмотрены отдельные охраняемые площадки для длительной стоянки. 5.5.18 На стояночных площадках сооружений обслуживания движения, рассчитанных на кратковременную остановку, грузовые автомобили следует располагать слева, а легковые автомобили и автобусы справа по ходу движения. При этом рекомендуется стоянки автобусов располагать возможно ближе к мотелям, кемпингам и пунктам питания. Стоянки грузовых автомобилей следует устраивать по продольному и прямоточному способу расстановки. Стоянки легковых автомобилей следует устраивать преимущественно по тупиковому способу расстановки, при углах установки 45°-90° в зависимости от наличия площадей. 5.5.19 Стоянка должна отделяться от проезжей части разметкой или разделительной полосой шириной не менее 2,7 м. 5.5.20 Стоянка должна включать зону для парковки автомобилей и зону маневрирования, предназначенную для маневрирования автомобилей при въезде, выезде и постановки автомобилей на места парковки. 5.5.21 На территории сооружения обслуживания движения должна быть предусмотрена возможность сквозного проезда к стоянке без пересечения транспортных потоков. 5.5.22 Для исключения движения пешеходов по проездам на территории сооружения обслуживания движения пешеходные дорожки должны быть вынесены за пределы внутренних проездов и мест стоянки автомобилей. 5.5.23 Сооружение обслуживания движения должно быть оборудовано телефонной связью, доступной для участников дорожного движения. 5.5.24 В сооружениях обслуживания движения должны быть средства оказания первой медицинской помощи. 5.5.25 На дороге должны быть установлены дорожные знаки на нормируемых ГОСТ Р 52289 расстояниях от сооружений обслуживания движения и у съездов к ним. 5.5.26 На основной дороге в зоне размещения сооружения обслуживания движения при интенсивном движении пешеходов должны быть предусмотрены пешеходные переходы. 5.5.27 Содержание переходно-скоростных полос, проездов и территории сооружений обслуживания движения обеспечивается их владельцами за собственный счет. Библиография
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует СНиП 23-03-2003. - Примечание изготовителя базы данных. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
на главную карта сайт | новости документы о компании производство качество цены |