|
||||||||||
|
Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров ГОСТ Р 52767-2007 Дороги автомобильные общего пользования ЭЛЕМЕНТЫ ОБУСТРОЙСТВА. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ Automobile roads of general use. Road facilities.
Дата введения 2008-07-01 Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ") Росавтодора совместно с Департаментом ОБДД МВД России и ЗАО "ДОРИСКОНСАЛТ" 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство" 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 271-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 1 Область применения1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Методы определения параметров технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения4.1 Дорожные знаки и сигналы 4.1.1 Дорожные знаки 4.1.1.1 Испытания физических и электротехнических параметров дорожных знаков проводят по ГОСТ Р 52290 (раздел 7); фото- и колориметрических параметров по ГОСТ Р 52290 (раздел 8). 4.1.1.2 Определение соответствия установки дорожных знаков на дорогах проектам организации движения и ГОСТ Р 52289 осуществляют натурным обследованием. 4.1.2 Табло с изменяющейся информацией 4.1.2.1 Соответствие размеров табло, изображаемых на них надписей и символов размерам аналогичных элементов для знаков индивидуального проектирования по ГОСТ Р 52290 определяют измерением этих элементов с использованием измерительных линеек по ГОСТ 427 или рулеток по ГОСТ 7502. 4.1.2.2 Различимость надписей и символов на табло определяют методом непосредственного измерения расстояния, на котором наблюдатель четко различает надписи и символы, имеющиеся на табло при движении в направлении к табло. 4.1.2.3 Для измерения расстояния используют автомобиль, имеющий обзорность с места водителя по ГОСТ Р 51266 и оборудованный устройством для измерения пройденного пути с погрешностью измерения не более ±2%, или используют секундомер. 4.1.2.4 Испытания следует проводить при следующих условиях: 4.1.2.5 Измерение расстояний различимости надписей и символов на табло осуществляют путем измерения пути от точки, в которой наблюдатель начинает различать все имеющиеся на табло надписи и символы до створа установки табло. 4.1.2.6 За результат измерения принимают среднее значение расстояния, полученное при трех заездах автомобиля. Среднее расстояние должно быть не менее 100 м. 4.1.2.7 Правильность размещения табло на дороге определяют по соответствию его размещения проекту (схеме) организации дорожного движения и соответствию его положения на дороге правилам установки информационных дорожных знаков индивидуального проектирования по ГОСТ Р 52289. 4.1.3 Дорожная разметка 4.1.4 Дорожные светофоры 4.2 Направляющие устройства 4.2.1 Сигнальные дорожные столбики 4.2.1.1 Определение линейных размеров столбиков (габариты, размеры элементов вертикальной разметки), а также параметров их установки на дорогах (расстояние от бровки земляного полотна, проезжей части, между столбиками) на соответствие требованиям ГОСТ Р 50970 производят с помощью измерительной линейки по ГОСТ 427 и рулетки по ГОСТ 7502. 4.2.1.2 Положение скоса верхней части столбика, положение столбиков, находящихся на противоположных сторонах дороги, наличие световозвращателей и дефектов определяют визуально при осмотре столбиков. 4.2.1.3 Определение фотометрических параметров световозвращателей, располагаемых на сигнальных столбиках, - по ГОСТ Р 50971. 4.2.2 Сигнальные дорожные тумбы 4.2.2.1 Высоту тумб и геометрические параметры их вертикальной разметки определяют измерительной линейкой по ГОСТ 427. 4.2.2.2 Расстояние видимости тумб в темное время суток определяют в соответствии с 4.1.2.2-4.1.2.6. 4.2.3 Дорожные световозвращатели 4.2.4 Направляющие островки 4.2.5 Островки безопасности 4.3 Устройства воздействия на транспортные средства 4.3.1 Искусственные неровности 4.3.2 Шумовые полосы 4.3.2.1 Размещение шумовых полос на участке дороги сверяют с проектом (схемой) организации дорожного движения. 4.3.2.2 Ширину полос и расстояние между полосами измеряют измерительной рулеткой по ГОСТ 7502. 4.3.2.3 Высоту полос определяют рейкой с клиновым промерником по ГОСТ 30412. 4.3.3 Аварийные съезды 4.3.3.1 Линейные параметры съезда (длину, ширину съезда, размеры разворотной площадки) определяют по ГОСТ Р 52577. 4.3.3.2 Толщину слоя покрытия из рыхлого материала, а также высоту песчаного вала измеряют погружением в него металлического стержня диаметром 8-10 мм длиной 150 см. 4.3.3.3 Наличие на съезде указательных дорожных знаков и отсутствие пешеходного движения определяют визуально. 4.4 Защитные устройства 4.4.1 Дорожные ограждения 4.4.1.1 Потребительские характеристики конструкции дорожных ограждений (уровень удерживающей способности, динамический прогиб и рабочую ширину) определяют по ГОСТ Р 52607. 4.4.1.2 Соответствие потребительских характеристик конструкции дорожных ограждений месту их установки производят осмотром участка дороги в месте установки ограждения, оценкой степени сложности дорожных условий по ГОСТ Р 52289 и изучением технической документации на ограждение. 4.4.1.3 Соответствие параметров установки ограждений (длины ограждения, высоты установки, расстояния от кромки проезжей части, расстояния от ограждаемого препятствия, расстояния от бровки земляного полотна) требованиям проектов их установки и ГОСТ Р 52289 определяют мерной лентой и измерительной рулеткой по ГОСТ 7502. 4.4.1.4 Наличие всех предусмотренных ГОСТ 26804 элементов ограждения, в том числе световозвращателей, наличие отвода или заглубления начальных участков ограждения, правильность монтажа элементов, а также сопряжения ограждений на искусственных сооружениях и подходах к ним определяют визуальным осмотром. 4.4.1.5 Определение параметров удерживающих ограждений для пешеходов и ограничивающих ограждений для пешеходов и животных осуществляют по технической документации на эти ограждения. 4.4.1.6 Цвет окраски дорожных ограждений в виде буферов, наличие вертикальной разметки и наличие в них балласта определяют непосредственным осмотром. 4.4.2 Акустические экраны 4.4.2.1 Геометрические параметры экрана и его размещение на участке дороги измеряют мерной лентой и измерительной рулеткой. 4.4.2.2 Эффективность работы акустических экранов в местах их установки определяют методом экспериментальной оценки по ГОСТ Р 51943. 4.4.3 Противоослепляющие экраны 4.4.3.1 Расположение начальных и конечных участков экрана относительно границ пересечений и примыканий в одном уровне, пешеходных переходов и мест разворота транспортных средств определяют оборудованием передвижной дорожной лаборатории, лазерным дальномером, тахеометром или другим геодезическим прибором, аттестованным в установленном порядке. 4.4.3.2 Положение экрана по отношению к проезжей части, расстояние от верхнего и нижнего края защитного элемента экрана до поверхности разделительной полосы измеряют рулеткой по ГОСТ 7502. 4.4.3.3 Коэффициент направленного пропускания сетчатого экрана определяют по ГОСТ 26302 (метод А). Сущность метода состоит в определении отношения силы тока фотоприемника при попадании на него светового потока, прошедшего сквозь исследуемый образец экрана, к силе тока при попадании светового потока непосредственно на фотоприемник. При проведении измерения используют источник света по ГОСТ 7721 (тип А) с цветовой температурой (2850±20) К и фотоприемник с корригированной под функцию по ГОСТ 8.332 фотометрической головкой. Рисунок 1 - Фотометрическая схема измерения коэффициента направленного пропускания для сетчатых экранов (вид сверху)
,
4.4.3.4 Коэффициент пропускания стоечных экранов при указанных выше условиях испытаний должен быть равен 0. 4.4.4 Снегозащитные устройства 4.4.4.1 В снегозащитных насаждениях с помощью мерной ленты или измерительной рулетки по ГОСТ 7502 измеряют расстояния между рядами деревьев и кустарников, а также расстояния в ряду между деревьями и кустарниками. 4.4.4.2 Геометрические параметры снегозадерживающих и снегопередувающих заборов, расстояние между рядами и дорогой измеряют с помощью мерной ленты. 4.5 Средства организации движения пешеходов и велосипедистов 4.5.1 Тротуары и пешеходные дорожки 4.5.1.1 При определении параметров тротуаров и пешеходных дорожек визуально устанавливают их наличие на протяженности застройки населенного пункта и на подходах от автобусных остановок и мест массового отдыха, а также наличие ограждения при расстоянии от края проезжей части менее 2,5 м. 4.5.1.2 Ширину тротуаров и пешеходных дорожек, расстояние до проезжей части, высоту кустарника измеряют измерительной рулеткой по ГОСТ 7502. 4.5.1.3 Подсчет интенсивности пешеходного движения для определения соответствия ширины (числа полос) тротуаров и пешеходных дорожек интенсивности движения пешеходов проводят в час пик визуальным методом. 4.5.1.4 Уклоны тротуаров измеряют нивелиром по ГОСТ 10528. 4.5.2 Пешеходные переходы 4.5.2.1 Наличие пешеходных переходов и их обустройства дорожными знаками, разметкой, ограждениями и освещением определяют по проекту организации дорожного движения. 4.5.2.2 Ширину пешеходных переходов измеряют рулеткой по ГОСТ 7502. 4.5.2.3 Расстояние видимости автомобилей в обе стороны от перехода определяют по ГОСТ Р 52577. 4.5.3 Велосипедные дорожки 4.5.3.1 Необходимость устройства велосипедных дорожек определяют измерением интенсивности движения транспорта и велосипедистов в час пик и проверкой соответствия полученных значений нормативным требованиям. 4.5.3.2 Геометрические параметры велосипедных дорожек (ширину дорожки, обочин, разделительной полосы, расстояния до препятствий) определяют по ГОСТ Р 52577. 4.5.3.3 Уклоны велосипедных дорожек, радиусы вертикальных кривых определяют с помощью геодезических приборов. 4.5.3.4 Ориентировочную величину радиуса горизонтальных круговых кривых допускается определять по следующей методике. Рисунок 2 - Схема определения радиуса горизонтальной кривой
4.5.3.5 Наличие твердого покрытия на дорожке, ограждений и технических средств организации движения в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью автомобильной дороги определяют визуально. 4.6 Средства улучшения условий видимости 4.6.1 Стационарное электрическое освещение 4.6.1.1 Наличие стационарного освещения на участках дорог, на которых устройство освещения предусмотрено действующими нормами, и расстояние между отдельными освещенными объектами определяют при проведении диагностики дорог. 4.6.1.2 Определение горизонтальной освещенности и равномерности горизонтальной освещенности покрытий - по ГОСТ 24940. 4.6.1.3 Параметры установки опор светильников определяют мерной лентой или измерительной рулеткой по ГОСТ 7502 измерением расстояния от опоры до бровки земляного полотна или бортового камня. 4.6.2 Дорожные зеркала 4.6.2.1 Испытания дорожных зеркал проводят при температуре воздуха плюс (25±10) °С, относительной влажности 45%-80%, атмосферном давлении 84-107 кПа (630-800 мм рт.ст.). 4.6.2.2 Наличие дефектов на отражателе (царапин, вмятин, пропусков отражающего слоя) проверяют по ГОСТ 17716 (пункт 4.3) в помещении при рассеянном естественном или искусственном освещении в отраженном свете. 4.6.2.3 Правильность выбора варианта исполнения зеркала и места его установки определяют визуально при естественном освещении на пересечении главной и второстепенной дорог.
4.6.2.4 Коэффициент отражения измеряют на плоских образцах по ГОСТ Р 41.46 (приложение 5). 4.6.2.5 Стойкость отражателя к воздействию соляного тумана - по ГОСТ 15151. Общее время испытаний - 48 ч. 4.6.2.6 Обеспечение защиты отражателя от попадания воды корпусом зеркала - по ГОСТ Р 52290. 4.6.2.7 Прочность защитного лакокрасочного покрытия элементов зеркала - по ГОСТ 15140 (метод 2). 4.6.2.8 Стойкость к воздействию климатических факторов - по ГОСТ 9.401. 5 Методы определения параметров зданий и сооружений обслуживания движения5.1 Сооружения обслуживания участников дорожного движения 5.1.1 Здания и сооружения для отдыха и питания участников дорожного движения 5.1.1.1 Расстояния между сооружениями для отдыха и питания участников дорожного движения определяют по результатам диагностики автомобильных дорог. 5.1.1.2 Соответствие вместимости зданий и сооружений для отдыха и питания участников дорожного движения требованиям ГОСТ Р 52766 определяют по результатам учета движения и сопоставления требуемой и фактической вместимости. 5.1.2 Площадки отдыха 5.1.2.1 Расстояния между площадками отдыха и их вместимость определяют по результатам диагностики автомобильных дорог. 5.1.2.2 Наличие зонирования и оборудования площадок отдыха определяют при непосредственном их осмотре в процессе диагностики автомобильных дорог. 5.1.3 Площадки для остановки и кратковременной стоянки автомобилей 5.1.3.1 Наличие площадок для остановки и кратковременной стоянки автомобилей у сооружений обслуживания движения и их фактическую вместимость определяют по результатам диагностики автомобильных дорог. 5.1.3.2 Соответствие фактической вместимости площадок требованиям ГОСТ Р 52766 определяют по результатам осмотра сооружений и их технической документации. 5.1.4 Пункты медицинской помощи 5.1.5 Сооружения связи 5.1.5.1 В процессе диагностики автомобильных дорог фиксируют наличие на дорогах информации о размещении пунктов связи (почты, телефона, телеграфа) и соответствии информации фактическому размещению сооружений связи, а также наличие знаков на участке дороги, на котором действует система радиосвязи с аварийными службами. 5.1.5.2 Расстояния между вызывными колонками при наличии на дороге сигнально-вызывной связи определяют с помощью передвижной дорожной лаборатории. 5.1.5.3 Размещение вызывных колонок в поперечном профиле дороги измеряют измерительной рулеткой по ГОСТ 7502. 5.1.5.4 Работоспособность системы аварийно-вызывной связи определяют по сигнализации на пульте управления в диспетчерском центре (пункте) управления системой или осуществлением контрольной связи с оператором с помощью вызывной колонки на дороге. 5.2 Сооружения для технического обслуживания транспортных средств 5.2.1 Станции заправки топливом 5.2.1.1 Расстояния между станциями заправки топливом и их мощность определяют при диагностике автомобильных дорог. 5.2.1.2 Измерение расстояний от станций заправки топливом до кромки проезжей части, границ земельных участков детских дошкольных учреждений общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром или до стен жилых или общественных зданий и сооружений, а также от посадочных площадок, разворотных и отстойно-разворотных площадок наземного пассажирского транспорта, пешеходных переходов определяют мерной лентой. 5.2.2 Станции технического обслуживания автомобилей 5.2.1.1 Расстояния между станциями технического обслуживания автомобилей и их мощность определяют при диагностике автомобильных дорог. 5.2.1.2 Измерение расстояний от станций технического обслуживания автомобилей до окон жилых домов и общественных зданий, а также до границ земельных участков школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа определяют мерной лентой. 5.2.3 Моечные пункты 5.3 Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта 5.3.1 Размещение и расстояния между остановочными пунктами общественного пассажирского транспорта определяют с использованием передвижной дорожной лаборатории при проведении диагностики автомобильных дорог. 5.3.2 Наличие необходимых средств оборудования остановочных пунктов определяют визуальным осмотром. 5.3.3 Геометрические параметры переходно-скоростных и разделительных полос, карманов, остановочных и посадочных площадок - по ГОСТ Р 52577. 5.3.4 Наличие и расположение необходимых средств организации дорожного движения (знаков, разметки, светофоров) и пешеходных ограждений определяют сравнением имеющихся в зоне остановки средств с предусмотренными проектом организации дорожного движения и ГОСТ Р 52289. 5.4 Сооружения для контроля за движением 5.4.1 Стационарные посты дорожно-патрульной службы 5.4.1.1 Наличие площадок для остановки и стоянки автомобилей, параметры переходно-скоростных полос определяют при проведении диагностики автомобильных дорог. 5.4.1.2 Освещенность площадки для остановки автомобилей и переходно-скоростных полос измеряют в соответствии с ГОСТ 24940. 5.4.2 Стационарные пункты весового и габаритного контроля 5.4.2.1 Наличие оборудования пунктов весового и габаритного контроля (помещения для размещения персонала и специальных технических средств, площадки для стоянки и производства измерений, технические средства производства измерений, хранения и анализа данных) проверяют при проведении диагностики автомобильных дорог 5.4.2.2 Соответствие параметров переходно-скоростных полос категории дороги определяют по ГОСТ Р 52577. 5.4.2.3 Измерение освещенности покрытия переходно-скоростных полос и территории пункта весового и габаритного контроля осуществляют по ГОСТ 24940. 5.5 Контроль соблюдения требований по обеспечению безопасности движения в местах размещения зданий и сооружений обслуживания движения 5.5.1 Параметры геометрических элементов участка дороги в месте размещения сооружения обслуживания движения определяют по ГОСТ Р 52577. 5.5.2 Значение радиусов закруглений на съездах определяют в соответствии с 4.5.3.3. 5.5.3 Крутизну откосов на насыпях в пределах переходно-скоростных полос определяют геодезическими инструментами. 5.5.4 Боковую видимость на съездах к объектам сервиса определяют по методике, принятой для пересечений и примыканий автомобильных дорог в одном уровне по ГОСТ Р 52577. Рисунок 3 - Схема определения боковой видимости
5.5.5 Проверку зонирования территории объекта, организации движения транспорта и пешеходов, наличие схемы размещения объектов и проездов к ним в комплексах обслуживания, наличие освещения переходно-скоростных полос и территории объектов, информации о нахождении телефона, средств оказания первой медицинской помощи осуществляют осмотром объекта и его территории. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
на главную карта сайт | новости документы о компании производство качество цены |